Возвращение в невозвратное

15 мая 2016 г  в Доме-музее Марины Цветаевой, г. Москва, состоялся премьерный спектакль  Театра «Белый Мост» г. Нижний Новгород «Письма из Невозвратного».

«Самое ценное в жизни и в стихах – то, что сорвалось»
М. Цветаева

Есть тема, которой никому не миновать – ни в искусстве, ни в жизни. Хоть однажды каждый задумается и заговорит о любви. Просто потому, что без не нет ни жизни, ни искусства. О любви написано много, так много, что может показаться: о ней  все сказано и все известно. Но, как ни странно,   точно известно только одно – любовь это великая тайна. Сколько было попыток разгадать её, а результат один: любовь остается тайной. И вот еще одна попытка – спектакль театра «Белый мост» из Нижнего Новгорода  «Письма из невозвратного»  Галины Данильевой (режиссер — Зоя Куликовская, исполнители — Татьяна Парфёнова, Алексей Жирнов).

Спектакль-дуэт, спектакль-элегия, спектакль-поэма. Поэтическая тональность изначально предопределена литературным источником – письмами к любимой, юной, нежной, своенравной, изо всех сил рвущейся на свободу, к своей вершине. Для неё это пора предчувствия и ожидания; для него – время обретения любви, хрупкого и призрачного счастья. Вот оно, здесь – кажется, протяни руку и обними, и не отпускай, и присвой навек. А оно не дается – ускользает, прочерчивая границы между «нет» и «да», чтобы никогда не  переступить их. И в то же время  этих двоих связывает преданная дружба. И оба любят: он – её, она – свободу. Возможно, она украдкой любит еще его любовь, ей по-детски приятно быть предметом обожания; возможно, для неё это прелестная игра, дополняющая и украшающая собой дружеские чувства. Но ответить ей нечем, и от этого смятение души. Благодарность придет потом, через годы. Юность не склонна  ценить такие дары…

Конечно, каждый зритель извлечет из спектакля свою цепочку ассоциаций. Но знавшие любовь в лицо почувствуют со всей остротой биение живого нерва и услышат отчаянный, срывающийся на высоких нотах голос чувства. А скептик скажет: — Нет, господа, так не бывает! А мы ему с последней прямотой: — У вас не бывает.  Очень жаль. А у нас  бывает!

Любое произведение (а тем более такое многослойное) предполагает различные интерпретации. Многое воспринимается неоднозначно. Но в чем можно не сомневаться, судя по реакции зала, так это в единодушной  оценке исполнительницы роли героини Татьяны Парфёновой, которая на протяжении всего спектакля «не отпускает» зал. Можно спорить о чисто технических моментах (оставим это профессиональным ценителям), но зрителю бесконечно  дороги искренность актрисы, живая энергия  свежей радости, трогательное переживание невозможности ответного чувства. Все это сыграно – нет, прожито! – по-настоящему. И чудится шепот строгого Константина Сергеевича: — Верю!

Очень хорош в последнем звёздно-печальном монологе Алексей Жирнов. Его голос, утративший в этой сцене привычную тональность, звучит тихим альтовым тоном, как нельзя точно соответствующим состоянию души героя. Голос тоскующего одиночества, окончательного, бесповоротного…

Режиссер спектакля Зоя Куликовская решает необычайно сложную творческую задачу. Не просто сделать из писем литературную основу спектакля, еще труднее придать действию динамику, соответствующую содержанию  эмоциональную окраску, имея минимальное количество выразительных средств. Но здесь декорации, свет и музыка создают именно ту атмосферу, которая естественным образом дополняет сценические действие. Ощущается особенная слаженность и духовное единство всех талантливый людей, создавших спектакль.

Итак, нам дан еще один повод поговорить о любви – светлой, отчаянной, неразделенной. Именно от такой любви рождаются поэзия и музыка, просыпается и обретает силу душа. Утешением для нас,  жаждущих счастливого конца, будут слова Марины Цветаевой: «Никаких земель не открыть вдвоем…»

Ирина Кузнецова
Кандидат философских наук, член союза журналистов России, г. Москва